Образование

Комплект учебных планов, разработанных с учетом особенностей обучающихся по базисному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных школ – интернатов I-VIII  видов, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04. 2002г. № 29/2065 (письма из Министерства народного образования Республики Башкортостан  от 20.06 2001г. № 04 – 10/738, от 30.05.2002 г. № 04 – 10/ 32), приказом министерства образования Республики Башкортостан от 24.06.20011 года №933.

Варианты учебных планов

Учебный план II отделения (2 вариант) предназначен для обучающихся получивших дошкольную подготовку в полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи (на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях), и использующих свои слуховые возможности.

На индивидуальное надомное обучение отводится:

в 1 - 7 классах 8 часов в неделю,

в 8 - 11 классах 10 часов в неделю.

Национальный состав учащихся:

русские – 48 человека

башкиры – 16 человек

татары – 39 человек

украинцы – 1 человек

марийцы – 2 человека

чуваши – 2 человека

таджики – 1 человек

армяне – 1 человек

греки – 1 человек

узбеки – 1 человек

        ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 30 для глухих и слабослышащих обучающихся осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования.

       На 1-й ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.

      Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является «Язык». Эта область представлена учебным предметом «Русский язык и литература» с обязательным набором на первой ступени обучения коррекционно-образовательных предметов: развитие речи, чтение, письмо, формирование грамматического строя речи. последующий систематический курс изучения русского языка и литературы на второй ступени обучения сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения.

       На второй ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.

При составлении учебного плана часы, отведенные на преподавание в области «Филологии», использованы следующим образом: т.к. школа с русским языком обучения, изучаются русский язык, литература, а башкирский язык как государственный в объеме 2 часов в неделю согласно Закону Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», начиная с 5 класса. Учебные предметы  «История Башкортостана». «Культура Башкортостана» с 2010-2011 учебного года изучаются в рамках одного интегрированного курса «История и культура Башкортостана» (ИКБ) в 2-11 классах.

Согласно данным психолого-медико-педагогического обследования 65% обучающихся страдают двусторонней сенсоневральной глухотой, 42% имеют снижение познавательной деятельности, что проявляется в смешанных специфических расстройствах психологического развития, задержкой психического развития. При поступлении в школу 80% обучающихся имеют крайне низкий уровень речевого развития, резко ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, серьезные дефекты произношения, а именно: искажение заменой – при произношении слов пропускают звуки или произносят слово усеченно, что делает их речь непонятной окружающим.

С учетом психофизических возможностей детей с нарушениями развития, обучающихся в коррекционной школе – интернате для глухих и слабослышащих обучающихся, и в  связи с тем, что в 1-4 классах данной школы ведется интенсивная работа  по коррекции речи, по пополнению словарного запаса обучающихся и по развитию их слухового восприятия, считаем более целесообразным в этот период обучения изучение только одного языка – русского, на котором ведется обучение учащихся вышеназванной школы, а включение в учебный план башкирского языка как государственного с 5 класса более целесообразно, когда учащиеся по уровню речи и словарного запаса более подготовлены к изучению второго языка.

На изучение предмета «Информатика» с 5 по 11 классы отводится по одному часу, из часов по выбору. На предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования отведен один час в неделю в 9 классе  из часов по выбору, а в остальных классах может преподаваться интегрированно с физической культурой. Из часов по выбору в 5 классах передали 2 часа на изучение предмета «История».

Учебный предмет «Искусство» изучается с 1 по 10 классы.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе вводится за счет предмета «Технология» - 1 час в неделю. Один час факультатива в 9 классе передали на уроки русского языка.

В базисном учебном плане коррекционных учреждений II вида для слабослышащих обучающихся 2-го отделения (вариант первый):

I ступень – начальное образование – осуществляется в 1, 2, 3, 4, классах (нормативный срок освоения 5 лет);

II ступень – основное общее образование – осуществляется в 5, 6, 7, 8, 9, 10 классах (нормативный срок освоения 6 лет).

В связи с тем, что в нумерации классов 1-5 и 5-10 повторяются 5 классы, нумерацию классов II отделения II ступени начинать с 6 класса; таким образом, нумерация классов II отделения II ступени – основное общее образование – соответствует 6, 7 ,8, 9, 10, 11 классам (нормативный срок освоения 6 лет).

Форма обучения - очная

Образование (обучение) проводится на русском языке.
Изучаемые языки:
русский, башкирский - как госудрственный

жестовый язык
иностранные языки: английский.

В школе обучается 111 учащихся. Скомплектовано  классов 22: 
7 классов обучаются по программе начального общего образования (33 учащихся) нормативный срок обучения 5 лет, 
15 классов обучаются по программе основного общего образования (78 учащихся) нормативный срок обучения 6 лет.